Автор статьи - Амзе Момбаев, ветеран войны и труда
Переводчик - Алимжан Кайрат Алимжанулы
Так как предки наши были казахами
Надо знать семь своих предков.
Достоин насмешки глупый отрок,
Не знающий семи своих предков.
(народное изречение)
[Слово] родословная [шежiре] на арабском языке – шаджарат – обозначает ветка, ветвь, ответвление.
В наши дни многие казахи по мере своих сил на основании устных преданий или документальных (ранее записанных) источников, со слов знающих старцев пишут родословные и составляют (генеалогические) таблицы.
Например, составители родословной Старшего (Великого) жуза Арыстан Отеулин и Мухаметжан Алимбеков – 1992 г. (Отеулин Арыстан, Алимбеков Мухамеджан. Родословная казахов: (Численность, классификация и язык народов и происхождение казахского народа) Алматы: Ана тiлi [Родной язык], 1992), Амирбек Есентаев – 1991 г. – и Заир Садибеков – Ташкент – 1994 г. (Садибеков Заир. Родословная казахов / Отв. ред. Ш. Курымбайулы. Ташкент: Узбекистон, 1994).
Если смотреть по порядку, то авторы вышеуказанных двух родословных допустили довольно много противоречий, излагая родословную рода Жаныс.
В связи с этим хотел сказать, что я тоже по мере свои сил собираю сведения, касающиеся, в частности, родословной нашего предка Жаныса, в том числе его потомков по линии Тыныбек-бия, одного из 6 сыновей Алибек-бия, который в свою очередь ведёт своё происхождение от нашего предка Кудайберды.
Настоящая работа основана [среди прочего] на рассказах и сведениях оказавших мне в своё время помощь Ултаракулы Манаса, Махамбеталыулы Ботанбая, Тургынбайулы Мырзагула, Нысанбайулы Жунисалы, Омирбайулы Рахманберды, Тургынбекулы Рыскельды, Оналбекулы Ахана и других [информаторов].
Если основываться на издревле существующих изустных преданиях казахов, то происхождение человечества связывается с Адамом и Евой, после чего родословная начинается с пророка Ноя, корабль которого [после потопа] причалил у горы Казыгурт.
1. От Аннаса Сахабы – [родился] Мадат, от Охаса – Гажат – Сыбай.
2. От Сыбая – Алаш, от него Жаилхан, Сеильхан.
3. От Жаилхана – Казах [Казак], Созак, Каракалпак, Кыргыз.
4. От Казаха – Жуман, от него Абильхаир.
5. От Абильхаира – Акарыс – [то есть] Великий (Старший) жуз,
Бекарыс – [то есть] Средний жуз,
Жанарыс – [то есть] Младший жуз.
Великому (Старшему) жузу, дав ему бадью, доверь пасти скот,
Среднему жузу, дав ему перо, доверь судебные разбирательства,
Младшему жузу, дав ему пику, поручи воевать с врагами.
В жузы не входят следующие роды: кожа, торе, туленгут, калеген (колеген) и суннах (сунак).
В Великий (Старший) жуз входят роды:
1. Канглы, Сиргели, Жалаир, Сары уйсын
2. Ысты, Ошакты, Шапырашты
3. Албан, Суан, Дулат
1. От Акарыса – Жуматай, Узынсакал, Ибраим
2. От Ибраима – Кейки бий, от него Тобе бий.
3. От Тобе бия – Куилдыр, Когам, Майкы бий.
4. От Майкы бия – Бактияр, от него Уйсын.
5. От Уйсына – Абак (Аксакал).
6. От Абака – Байдалы, Байдибек.
7. От Байдибека – Сары уйсын, Жалменбет, Жаргышак (некоторые авторы пишут – Жарыкшак).
1. От Жалменбета – Шапырашты, Ысты, Ошакты.
2. От Жаргышака – Албан, Суан, Дулат.
Клич [племени] Дулат – «Бактияр».
1. От Дулата, сына Жаргышака, – четыре поколения.
1. Сикым. 2. Жаныс. 3. Ботбай. 4. Шымыр.
Согласно одному преданию, Ботбай и Шымыр – близнецы.
Бiр анызда Ботбай мен Шымыр егiз туган дейдi.
2. Клич [рода] Жаныс – «Жаныс», «Толе».
1. От Жаныса – Жанту, Жантан, Жарлыкамыс. Их всех родила байбише.
Во-вторых, от (второй) жены [Жаныса] – вдовы Сикыма – родились:
Капал, Шегир (Ахмет), Оймаут (Жамбыл), Богежил (Жолымбет).
2. От Жанту – Отемис, Байыс, Жайылмыс.
3. От Жайылмыса – Кыбырай, Жамбай, Кожамберды, Кожан.
4. От Кожамберды (бия) – Акберды, Кудайкул, Кудайберды, Олжакул, Султанкул, Кадыберды, Кадыркул.
5. От Кудайберды (бия) – Кудайменде, Алибек, Токпан, Тугельбай, Данай, Ахтай, Карашаки, Карасопы, Бакыбек (Бактай).
6. От Алибек-бия – Тыныбек, Акбота, Шора, Отебай, Толе-би, Елибай.
7. От Тыныбек-бия – 1. Абыл. 2. Избасар. 3. Жалманбет.
Когда Тыныбек умер, его жена была беременна 5 или 6 месяц. Когда родился мальчик, его назвали Избасар, т.е. следующий стопами Тыныбека.
Жалманбет – родился от
Жалманбета родила Ахбота, жена Тыныбека, на которой он женился по обычаю аменгерства. Когда Абыл пропал без вести, родственники решили между собой, что Абыла поглотило [нечто], и назвали [ещё одного сына Тыныбека] Жалманбет, т.е. тот, который не будет поглощён. От Жалманбета потомства не было.
У Абыла была жена по имени Кенже, которая была очень красива, а ум её был под стать её красоте, она была дочерью Моты-бия, одного из знаменитых биев [рода] Тама Таракты. От Кенже родились сыновья – Кабан, прозванный волком Абыла, Арыстан, Рустем, Жолбарыс. Абыл и сам был батыром (богатырём), очень умным, смелым, упорным человеком. Старший сын Абыла Кабан также с юности рос батыром, участвовал в судебных делах и управлении.
1. От Кабана – Сенкибай, Калы, Аккиси, Ескожа.
Сенкiбай был батыром и бием.
2. От Сенкибай-бия – Биназар, Алданазар, Кудайберген, Сальмен.
У младшей токал Турсынай-ханым, дочери Отепа [Отена], [своих] детей не было. Она взяла в качестве приёмных детей Гаипа и Саина (сенкибайские узбеки). Об этом будет сказано [подробнее] в конце.
3. От Биназар-датки (у него было две законных жены) родились:
1. У Сары-байбише – Буркитбай, Омирбай, Шынгысбай, Нуралы-бай, Усен. От прислужницы Сары-байбише – Хасенбай.
2. У Кара-байбише – Ералы, Сералы, Омирбек, Жумабек, Иманбек.
От прислужницы Кара-байбише – Курманбек.
1. От Буркитбая – байбише Халифа – [родились] Каскыраутган, Маханбетали (Моте Софы), Оспан, Пишке, Тургынбек-бий (1869 – 1934).
У Моте Софы было две законных жены. Первая – Сатимбек (1890 – 1934).
От второй – Турсын (Ахтокал) – [родились] Култай, Ботанбай, Ахбанбай, Жургинбай, Сугирбай, Соткымбай и 4 дочки, всего – 10 [детей].
От Ботанбая – Серикбай, Берикбай, Турысбай, Рысбай, Темирбай, Сегизбай, Кенжебек.
2. От Омирбая – Ахмет, Момбай, Иемберген.
1. От Ахмета – Мадибек, Абдисаттар (Сат), Аппоз.
2. От Момбая – я.
3. От Иембергена – Салем, от него Абдрашит.
1. От Мадибека – Амзе.
2. От Абдисаттара (Сата) – Абдикаим.
3. От Аппоза – Ахан.
Ахмет 25 лет служил волостным, в 1923 г. умер.
3. Шынгысбай был батыром – геройски погиб в схватке с калмыками.
4. Четвёртый сын Биназар-датки Нуралы-бай был баем (богачом) с состоянием в 1000 лошадей. У него был единственный сын Исак-бай, все остальные были дочерьми. Как [единственный] наследник [Исак-бай] получил всё состояние.
От 5 законных жён Исак-бая было большое потомство.
1. От байбише по имени Халипа ана из рода Сары уйсын:
1. Зылика – Сапиш, мать Турсынбая из рода Ойык.
2. Шамши.
3. Ултай – в Жуалах.
4. Ултуган – у Раша из рода Ойык.
5. Ханафия.
6. Кульзада – Ахай [Аппак кыз], мать Салена и Толена.
2. От Тажикуль ана:
1. Кульсара.
2. Жадыра.
3. Бегайым.
4. Зия.
3. От Акбала-сулу:
1. Зархан – погиб смертью храбрых.
2. Шарапат.
3. Рахманкул (1900 – 1941).
4. Аманкул (1906 – 1964).
5. Шолпанкул (1908 – 1943).
6. Есенкул.
7. Саттархан.
8. Тастанбек.
9. Кенжекул (1912 – 1970).
4. От Кулайым-сулу:
1. Жанарбек.
2. Дархан.
Всего – 21 сыновей и дочерей.
5. Жарылкасын ана.
Оставшись вдовой, через год она [, согласно обычаю аменгерства,] вышла замуж за Ахмета-волостного [см. выше], от которого родила сына по имени Сат.
Потомство Исак-бая выглядит следующим образом.
1. Аманкул имел двух законных жён.
От первой жены родилась дочь по имени Жанат.
От второй жены (вдовы Сата [Абдисаттара]) – Аимкуль [умерла в 1993 г.]:
1. Алимкул [7.11.1937].
2. Алимжан [20.5.1942].
3. Керимжан [10.8.1945].
2. От Шолпанкула – Ауесхан, от него было 2 дочери.
3. От Кенжекула
От первого брака с Айтбала-Кожа:
1. Салимжан. 2. Темиржан.
От второго брака с Бакыткуль – Адильхан.
[По женской линии] от – Зылики (Сапиш), Ултай, Ултуган, Кульзады (Ахай), Зия, Салимы – племянников достаточно.
От пятого сына – Усена [пятый сын Биназар-датки] – Такей, Кенебай, Сарынбек.
1. От Такея – Умбет, Жаксылык. От Жаксылыка Аскар – живёт в Луговом.
2. От Кенебая – Алмасбек, Кынакуль, Алмакуль, Жумакуль.
От Алмасбека – три дочери: Гульбахира, Гульзахира, Гульжамиля. Все вышли замуж.
От прислужника Сары-байбише Биназар-датки.
1. От Усенбека – были сыновья Малсакбай, Масакбай.
От Малсакбая – Карсакбай, от него были сыновья и дочери, которых звали Орынбек, Орынбай, Махан, Малике, Маржан.
Карсакбай был образованным и грамотным, служил чиновником в одном учреждении. Учился в России, вернулся инженером горно-рудного дела в Караганду, остался работать там в местности под названием Карсакбай, там женился, появились дети. В 1938 г. он приезжал к родственникам в Аулиеату, в том числе к Аппозу, сыну Ахмета, познакомил со своими сыновьями Орынбеком и Маханом и дочерьми Малике и Маржан, побыл 15-20 дней и уехал. Позднее и Аппоз ездил к ним. После этого отношения прекратились.
2. От Кара-байбише Биназар-датки:
1. Ералы-отагасы. 2. Сералы. 3. Омирбек. 4. Жунисбек. 5. Иманбек.
От прислужницы Кара-байбише – Курманбек.
1. От Ералы-отагасы
1. Паналы-тильмаш (1855 – 1920).
2. Жунис.
3. Ниязбек.
4. Кали.
5. Мендебек.
I. Супруга Паналы-тильмаша Нажиркуль – потомок Алып Бошая (1870 – 1944) из рода Жанабай.
Их дети – 1. Турсынкул (1895 – 1938). Работник водоснабжения. 2. Мухаммедканапия (1902 – 1979) (Матиш). Работник торговли
1. От Турсынкула – сыновья и дочери – Аскар, Ныгмет, Багила.
2. От Мухаммедканапии (от Матиша) – Таласбек и три дочери.
II. От Жуниса – Садыкбек, от него: 1. Рысбек (1937). 2. Салыкбек (1940). 3. Азимбек (1950).
III – IV. От Ниязбеки и Кали потомства не осталось.
V. Мендебек (1910 – 1973). Дети: 1. Абдихалил (1956). 2. Лесбек (1958). 3. Рустембек (1963).
2. От Сералы – Ниязалы, Сейдалы.
От Сейдалы: 1. Сеитжанар. 2. Райымбек. 3. Раильбек. 4. Саткул. 5. Омирбек.
От Омирбека – Жумалбек (1947), Жамалбек (1952 – 1994). От остальных –Сеитжанара, Раимбека, Раильбека, Саткула – потомства не осталось.
3. От Омирбека – Канар, от него Шакир (1925), от него Ауез (1959).
Жусiпбек [Жунiсбек], Иманбектерден урпак калмаган.
6. От прислужника Кара-байбише Кадыркула – Омиркул, от него Омар, от него Мамырбай (1895 – 1967).
Мамырбай женился на аулиеатинской узбечке по имени Ихай. У них был сын Аскар и три дочки. Сейчас живут в Шымкенте.
Мамырбай был грамотным, культурным служащим. Во время войны и после работал в городе Джамбуле председателем исполкома, позже в городе Шымкенте был работником железной дороги, там вышел на пенсию и затем умер.
Из девяти сыновей Кудайберды Алибек-бий – второй, четвёртый сын – Тугельбай. Если так, то Алибек и Тугельбай от одного отца, соответственно, считая других [по мужской линии], мы – родственники в девятом колене.
Заслуги предка нашего Сенкибая – постоянная забота о народе. По совету Толе-бия он поставил себе целью построить запруду на Таласе, чтобы обеспечить людям возможность ведения, наряду со скотоводством, и оседлого образа жизни, сеять поля зерном, разводить сады, выращивать бахчевые культуры. Имеются документальные свидетельства о его подвигах во время сражений с калмыками, а также о его дипломатической деятельности.
1. Можно прочитать в разделе «Батыры и бии – мои современники» книги Шапырашты Казыбек-бека “От предков до меня” (начиная со страницы 190) (Шапырашты Казыбек бек Тауасарулы. Туп-тукианнан озiме шейiн. Алматы, 1993).
2. В разделе «Народный лидер Сенкибай» (стр. 90-94) книги Бактияра Абильдаева «Толе бий и Койгельды батыр» (Алматы: Казахстан – Мерей, 1992) (90-беттен 94-бетке дейiн).
3. Бактияр Абильдаев. “Байзак датка”. Алматы: Мерей, 1995.
4. Абжаппар Жылкышиев. «Поход после бури: Повести и рассказы». Алматы: Жазушы, 1990.
[В книге рассказывается о том, как] Танатар Шаканулы убил Жетыбай-хана, о последующей взаимной вражде родов, о том, как при посредничестве Сенкибай-бия достигается примирение. В итоге по решению Сенкибая Шакан платит возмещение в искупление вины и просит прощения, в результате чего стороны заключают мирное соглашение (18-20 стр.).
5. Суюнбай акын (из племени Шапырашты), обращаясь к Батырбек-датке, говорил:
«Спатай был храбрецом среди Дулатов,
Ума у него было, что у реки полноводной,
Из Жанысов вышел знаменитый Толе,
Что равен был Сенкибаю и Шойбеку.
Батырбек мой, если видишь группу людей, кричишь,
Рядом с ними широкой души человек…».
6. Советник Абылай-хана Бухар-жырау в одном из своих размышлений говорил:
“Удача и счастье с ними –
Сенкибай и Шойбек у нас есть.
Тансык кожа Мамбет есть
Рядом с ними”.
7. Знаменитый Майкот-акын говорил:
“Отец Сенкибая Кабан-батыр,
Счастье и удача к потомкам переходят;
Построив запруду на Таласе, засеяв посевы,
Воду в степь принёс и наш батыр”.
Иными словами, Сенкибай был и батыром, и бием.
Запрудой, которую построил на свои средства Сенкибай на реке Талас, сейчас пользуются для полива своих полей колхозы Свердлвского района «Ровное», имени Кирова, имени Толе-бия, имени 40-летия, а также колхозы «Абай», «Кенес» и Жамбалская и Мырзатайская птицефабрики.
В ауле Сенкибай колхоза имени Фрунзе место, где похоронен Сенкибай-баба, называется курган Сенкибая.
Возле кургана Сенкибая вплоть до 1930 г. жили 150-200 семей сенкибайских узбеков, таджиков, кыргызов и казахов, которые выращивали бахчевые. После кампании по конфискации 1928 г. сенкибайцы, пытаясь найти укрытие, переехали в Жамбыл, Ташкент, Шымкент. Много сенкибайцев живёт на улице Косы-батыра в городе Жамбыле.
− В период, когда директором совхоза «Ровное» был Фесети значительная часть кургана Сенкибая была разрыта и разровнена с землёй и в сезон выращивания лука, овощей и бахчевых курган упал.
− Возле отделения Богара совхоза «Ровное» есть высокий холм с ровной поверхностью, где в своё время устраивались конные скачки, тризны, это место называется сенкибаевским.
− В городе Жамбыле улица Щорса переименована в улицу Сенкибая, [бывшее] отделение Енбек колхоза имени Толе-бия названо аулом Сенкибай.
Рыночные отношения, дороговизна препятствуют восстановлению кургана Сенкибая. Если бы нашлись спонсоры, имеющие отношение к Сенкибаю, если бы богатые жанысы оказали поддержку, то мы бы не смотрели на других. Ведь не под силу одному человеку восстановить курган.
|